Нужны ли нашей стране авианосцы? Об этот вопрос сломано очень много копий, но правильный ответ – да, нужны. Вопрос лишь в том, сколько и какие.
Если посмотреть на ВМС США, то их «Нимитцы» и «Джеральд Форд» являются настоящим воплощением военно-морской мощи. Такого нет ни у одной другой страны мира. Но почему?
Безусловно, США являются богатейшей страной мира и могут себе позволить более десятка авианесущих ударных групп (АУГ), а это очень дорогое удовольствие (Сутки эксплуатации всего 1 авианосца без группы эскорта обходится бюджету в 1 миллион долларов. Вот и считайте).
Вопрос в другом.
Дядя Сэм ставит перед собой целью полное доминирование в Мировом океане, возможность отправить несколько АУГ к берегам любой непокорной страны и «отдемократить» ее, либо же перекрыть какой-нибудь стратегически важный пролив, вроде Малаккского, лишив соперника в лице КНР поставок углеводородного и прочего сырья. Им авианосцы, огромные, атомные, с большим авиакрылом, которое может непрерывно совершать взлеты и посадки на палубе, «неся демократию», нужны в соответствии с военно-политической доктриной США.
А что Россия?
Недостроенный при СССР авианосец «Ульяновск» имел первоочередной целью противовоздушную борьбу. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» создавался для противолодочной охраны морских ударных соединений. К слову, изначально это был вертолетоносец, который мог принимать самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП). После он был переоборудован в настоящий авианосец, но довольно неудачно.
Опыт эксплуатации в Сирии показал, что данный проект к этому не слишком приспособлен. Несколько самолетов были потеряны без боя. Чуда не случилось.
Итак, возвращаемся к главному вопросу, а нужен ли России авианосец?
Да, вернее, нам нужна морская палубная авиация. Но авианосцы эти должны быть не тяжелые атомные, как в ВМС США, а легкие.
На самом деле, о переходе от своих чудовищно дорогих и сложных гигантов к легким авианосцам в Пентагоне уже давно задумались. В качестве «бюджетных» вариантов они рассматривают проект CVN LX водоизмещением в 70 тысяч тонн и одним атомным реактором вместо двух; проект CV LX водоизмещением в 40 тысяч тонн с обычной силовой установкой и сверхлегкий CV EX водоизмещением в 20 тысяч тонн. По понятным причинам, на последних двух могут использоваться только самолеты вертикального взлета и посадки.
Однако американских флотоводцев такие варианты не слишком интересуют. Резко падают боевые возможности, дальность и автономность плавания. Устрашить противника такими лидерами в составе АУГ уже не получится.
Зато легкие авианосцы – это то, что доктор прописал, для ВМФ РФ:
Во-первых, гигантские корабли водоизмещением в 70-100 тысяч тонн нам просто негде строить. Николаевские верфи остались на Украине.
Во-вторых, строить, а потом и обслуживать проекты вроде «Шторма» или «Ламантина» просто не на что. Это огромные суммы денег, а военный бюджет вынужденно секвестируется.
В-третьих, в российском флоте наблюдается дефицит кораблей первого ранга, которые должны выступать в качестве «телохранителей» для авианосца.
Легкий авианесущий корабль – это наш вариант.
Для сравнения, ВМС Тайланда эксплуатируют «Чакри Нарубет» водоизмещением чуть больше 11 тысяч тонн. Бразилия использует бывший французский авианосец, а ныне «Сан-Паулу» с полным водоизмещением в 32 тысячи тонн. Индии от англичан достался «Викрант» водоизмещением чуть более 19 тысяч тонн. У итальянцев в строю по-прежнему находится «Джузеппе Гарибальди» с водоизмещением чуть меньше 14 тысяч тонн. У Японии имеются два эсминца-вертолетоносца «Идзумо» полным водоизмещением в 27 тысяч тонн каждый.
Такие авианесущие корабли способны принимать вертолеты и самолеты с вертикальным взлетом и посадкой.
Что они могут: участвовать в операциях низкой интенсивности, сопровождать конвои и обеспечивать охранение ударных и десантных корабельных групп.
Это именно то, что нам нужно - иметь в составе Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов по легкому авианосцу с палубным крылом для охраны и противолодочной борьбы. Понятно, что посылать АУГ к берегам США, воевать за атоллы в Тихом океане или перекрывать Ла-Манш Россия не будет. Мы великая континентальная держава. Но нам надо защищать, например, Курилы от японского флота и их 2 АУГ.
Первый шаг в этом направлении уже сделан: в Керчи заложены два больших универсальных десантных корабля (УДК) водоизмещением в 40 тысяч тонн, которые потенциально могут использоваться для СВВП.
Одна проблема: пока что самолетов с вертикальным взлетом и посадкой у Минобороны РФ нет. Но хорошая новость состоит в том, что несколько лет назад эти работы были возобновлены. Напомним, что СВВП уже был создан в конце советского периода, а после был забыт за ненужностью. Теперь пришло ему время вернуться.
Кроме того, Россия делает шаги в развитии собственной беспилотной авиации: высок потенциал у сверхтяжелого ударного С-70 «Охотник», также в качестве разведывательно-ударного может использоваться 5-тонный «Альтиус».
Таким образом, на горизонте 7 лет ВМФ РФ может получить два легких авианосца с крыльями палубной пилотируемой и беспилотной авиации вдобавок к нашему «Адмиралу Кузнецову». Последний, к слову, тоже стоит переоборудовать под СВВП, чтобы больше не терять самолеты не в бою.
Обнародовать видео